Аудит пожарной безопасности
Аудит пожарной безопасности
1 мая 2009 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которым введена принципиально новая форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Согласно статье 144 данного Федерального закона у собственников недвижимости появилась альтернатива - остаться под контролем органов государственного пожарного надзора (ГПН) или выбрать негосударственную форму контроля и обслуживания – проведение независимой оценки пожарного риска (НОР), или, как его еще называют - аудит пожарной безопасности.
Собственник здания, по своему выбору, может заключить договор с аккредитованной аудиторской фирмой, специалисты которой прошли соответствующее обучение. Заключается договор и проводится оценка. То есть, проводится такая же проверка пожарной безопасности, только не государственным пожарным надзором, а аудиторской фирмой.
Цель аудита пожарной безопасности — сокращение административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства и повышение уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проверка уровня соответствия объектов защиты (транспортных средств, территорий, технологических установок, сооружений, изделий и другого имущества) субъектов предпринимательской деятельности всем нормативным требованиям безопасности, а также оценка пожарного риска. Кроме того, по итогам всех процедур будет осуществлена подготовка Заключения и предложений по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Осуществление аудита пожарной безопасности (независимой оценки пожарного риска, пожарного аудита) экономически выгодно, так, как позволяет существенно сократить расходы на выполнение противопожарных мероприятий и оптимизировать затраты на проведение мероприятий, связанных с разработкой документации, обучением персонала, консультационных услуг, возможных судебных издержек и т.д.
В результате проведения аудита пожарной безопасности:
- органы государственного пожарного надзора при получении положительного заключения не вправе планировать плановые проверки в отношении таких объектов защиты до истечения одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности и до истечения трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты;
- избежаниеадминистративных санкций (от 150 тыс. рублей и более, а также приостановки деятельности объекта до 90 суток;
- экономятся финансовые средства из-за возможности не выполнения мероприятий, указанных в предписании Госпожнадзора (расширение проходов, коридоров, лестничных клеток, выходов и т.д., устройство тамбур-шлюзов у лифтов, устройство дополнительных выходов в капитальных стенах и т.п.), которые в данном случае будут носить характер добровольного применения;
- даются необходимые квалифицированные консультации по доведению состояния противопожарной защиты до оптимального уровня;
- спокойно планируется бюджет организации на мероприятия в области пожарной безопасности и сроки устранения замечаний согласованы с Вами;
- руководитель (собственник) предприятия получает полную и объективную картину, относительно уровня обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты;
- в случае выявления нарушений обязательных требований нормативных документов в области пожарной безопасности, разрабатываются наиболее эффективные и экономически выгодные мероприятия по их устранению;
- снижаются финансовые риски, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров;
- квалифицированная помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожаров), участие в расследовании, проверка результатов (причина, ущерб, виновное лицо);
- после проведения мероприятий по независимой оценке пожарных рисков, подготавливается Отчет, в котором содержатся все нарушения требований пожарной безопасности и предлагаемые эффективные мероприятия по их устранению и выдается Заключение о независимой оценке пожарного риска.
Заключения по независимой оценке пожарного направляется:
- в течение 5 рабочих дней после утверждения экспертной организацией копия заключения в структурное подразделение территориального органа надзорной деятельности и профилактической работы для его последующей регистрации в реестре заключений независимой оценки рисков и планированияпроверок;
- собственнику объекта защиты.
Аудит пожарной безопасности может проводиться не только применительно к действующим объектам, но и в процессе разработки проектной документации и строительства. Такой вид аудита пожарной безопасности чаще проводится в форме независимых экспертиз проектной документации на соответствие требованиям и нормам пожарной безопасности на различных стадиях проектирования. При этом экспертизе обычно подвергаются следующие разделы проектной документации:
- технологическая часть;
- генеральный план;
- архитектурно-строительная часть;
- инженерно-технические решения.